» РАЗДЕЛЫ «

:: НОВОСТИ ::

:: О САЙТЕ ::

:: КНИГИ ::

:: СТАТЬИ ::

:: ГОСТЕВАЯ КНИГА ::

:: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ::

:: ЗАКАЗ КНИГ ::

 

.:: ПРИЧИНЫ КРИЗИСА НАУКИ, В ЧАСТНОСТИ ФИЗИКИ ::.


Причины кризиса современной физики.

Принято считать, что физические науки в настоящее время достигли высокого уровня  понимания фундаментальных законов природы. И на основе этих законов объясняется и описывается с единой точки зрения широкий круг явлений. Колоссальный успех в создании разнообразных технических средств для фундаментального влияния и преобразования внешнего мира воспринимается сегодня как неоспоримое подтверждение правильности  принятых законов и верности направления развития физики, как и всей науки в целом.

Но следует обратить внимание на то, что, если бы открытые физикой законы соответствовали реально существующим законам, действующим в Природе, и согласно которым наблюдается гармоничное развитие всего живого, то мы бы не имели на земле таких глобальных негативные последствий техногенного воздействия человека на окружающий мир. Можно сказать, что никогда открытые физикой законы,  различные модели, концепции предложенные её апологетами не рассматривались с точки зрения реальных процессов, существующих в Природе. Критерий оценки правильности открытых законов был один: закон,  модель – правильны, если они дают возможность влиять на окружающий мир и приносят  человеку какие-то видимые  результаты.  В последние же годы, ввиду всё большего отрыва  фундаментальной физики от реальных законов и её подчинение законам математики, верность тех или иных открытий, концепций определяется некой экспертной группой авторитетных учёных. И если они совместно признают те или иные законы, значит они и существуют в Природе.

По большому счёту забылась цель самой физики. А по сути своего слова она должна заниматься изучением природы реально происходящих явлений. Задача её заключается в том, чтобы за всеми видимыми явлениями обнаружить существующие в них общие закономерности, согласно которым происходит развитие тех или иных явлений природы. И уже исходя их общих закономерностей получать частные, конкретные законы практически используемые в каком-либо направлении. Только в этом случае, эти законы не будут входить в противоречие с реально существующими законами Природы и иметь негативные последствия. А то, что происходит сейчас повсеместно, подтверждает устремление физики, науки к бессистемному познанию всего того, что на данный момент представляет интерес, или попадает в поле её внимания, или может принести какую-то пользу.

Бессистемное познание приносит огромное количество статистического материала, на основе которого делаются обобщения, строятся какие-то системы и под это придумываются, математически обосновываются какие-то новые законы. Такое, в принципе, хаотичное познание в итоге породило множество научных дисциплин со своими специфичными понятиями и законами, в них используемыми. В результате общие для всего мироустройства законы, принципы развития любого процесса оказались подменены другими, созданными, ничем не связанными между собой, глубоко дифференцированными научными дисциплинами. В итоге человечество имеет огромное количество знаний, довлеющих над сознанием человека. Однако при этом отсутствует понимание  Единого Реального Мира, существующего независимо от сознания человека.

Аппелируя современными понятиями, можно сказать, что человечество живёт  в искусственном виртуальном мире, который постоянно входит в конфронтацию с реальным миром и естественно терпит поражение, крушение. Вся жизнь человечества – это жизнь по искусственным законам, придуманным людьми на разных этапах развития всего человечества и бурного трёхсотлетнего периода развития науки. Естественным следствием такой жизни является стабильное наличие проблем, имеющих тенденцию к постоянному их увеличению. Сегодня уже любой человек при желании может, анализируя существующую обстановку, увидеть назревающий шквал проблем, который сможет снести всё человечество с лица Земли. И если не исправить существующее положение дел в физических науках, как и во всей науке в целом в оптимально-минимальные сроки, то законы Природы, игнорируемые людьми, внесут соответствующие жёсткие коррективы в направлении развития людей. 

Следует привести некоторые из основных принципиальных ошибок в познании мира физикой (наукой).

Существенным является то, что  физика  не провела демаркационной линии между живой и косной материей. Современная физика не может  дать  принципиальное отличие живой материи от косной. Следует заметить, что физика направляет свои исследования только в область косной материи, пытаясь постичь  законы, действующие в ней. И открывшиеся в этой области законы она механически переносит на область живой материи, т.к. не видит их различия. А ведь для всех очевидно, как, например,  по-разному воспринимается солнечная энергия и вращение земли вокруг своей оси любым живым организмом (живая материя) и камнем (косная материя), лежащим у дороги. По большому счёту физика, законы косного (неживого) навязала живому и люди, опираясь на эти законы, пытаются постичь жизнь, улучшить её.

Самой главной ошибкой на пути познания мира  совершённой наукой, было принятие ею  изучения и познания картины мира, посредством разума, т. е. рациональной способностью  человека. Ещё в YI веке до нашей эры в городе Элея, на юге Италии, в школе, основанной Ксенофобом, обратили внимание на то, что человеку свойственно восприятие двух картин мира. Одна создаётся разумом, логикой, другая – интуицией, ощущениями, верой. Представители элейской школы обосновали это разделение, показали принципиальное различие  между умопостигаемой картиной мира и картиной, воспринимаемой посредством чувств, внутренних ощущений, с опорой на веру. Из этих двух картин подлинной, как они считали, является та, которая познаётся разумом. Представители и дальнейшие последователи этой школы постоянно доказывали ведущую роль в сознании человека картины мира, постигаемой разумом, логикой.

 В основе современной науки лежит учение Аристотеля и его взгляды, а он всецело разделял утверждение представителей  элейской школы. Таким образом, получилось так, что весь исторический  путь  физики (науки) есть изучение лишь одной картины мира, постигаемой разумом, логикой. Следует признать и увидеть ошибочность такого одностороннего, неполноценного, купированного познания мира, дающего виртуальное (умозрительное) знание о нём, которое очень далеко от реальных объективных законов. Эти две различные картины мира являются следствием двух способностей человека: рациональной и иррациональный. По своей природе в них нет противоречия. Противоречие возникает в том случае, когда их разделяют и одну их них, в данном случае рациональную, искусственно делают ведущей, а в большинстве случаев единственно верной в познании мира.

Рациональная способность человека позволяет познавать разумом, логикой, что помогает анализировать всевозможные знания, понятия, проводить детальную проработку, увеличивать многообразие форм, методов, увеличивать количество знаний. По-сути она не позволяет открыть что-либо качественно новое, она направляет процесс познания по горизонтали, дифференцируя его. Такой способ познания, принятый за основу привёл к доминирующему влиянию рационализма и прагматизма в мировоззрении современного человека.

Иррациональная способность позволяет человеку предвосхитить что-либо новое, ранее неведанное посредством интуитивного ощущения, творческого озарения. И это достигается при непоколебимой вере в это ещё никому неизвестное и неведомое.

По большому счёту всё то, что абсолютно новое и глобальное открыто наукой, полностью обязано этой человеческой способности. К великому сожалению, физика как и вся наука повсеместно отрицала, игнорировала и не изучала этой иррациональной способности человека, а также отрицала картины мира, даваемые ею. Следует заметить, что иррациональная способность позволяет человеку образно представить любой процесс во всей его динамике, в детальной проработке, позволяет  увидеть последствия этого процесса и связь его с другими процессами и явлениями. Она человека умного делает мудрым. Исключив из процесса познания иррациональную способность, наука лишила себя мудрости, лишила себя способности к предвидению последствий своей деятельности и ушла в чистый рационализм и прагматизм.

Рационализм опирается на то, что известно, узаконено, подтверждено авторитетами или общепринято. Опираться на него - равносильно тому, как идти спиной вперёд по дороге и по видимому пройденному участку пути думать, предполагать, какой будет далее дорога. Иррациональная способность позволяет повернуться лицом в направлении движения, лицом в неизвестное и неведомое и уже заранее ориентироваться в своём процессе движения. Выбрав картину мира, постигаемую одним разумом и логикой, наука приняла для себя способ движения «спиной вперёд» на пути процесса познания и вследствие этого стала не способной видеть целостно всю динамику какого-либо исследуемого процесса. И от динамики процессов она перешла к статике, к изучению различных статических состояний какого-либо процесса, игнорируя, не исследуя саму динамику его. Следствием такого подхода к процессу познания является нарушение связей между различными процессами, отсутствие целостного взгляда на мир. Всё это не даёт возможности интеграции всех накопленных знаний, результатом которой оказывается получение общих законов, принципов, закономерностей реально существующих в Природе.

Жизнь –  прежде всего это целостный динамичный, гармоничный процесс, который ни на миг не прекращается. А при той методологии, которой пользуется физика и вся наука, можно изучать лишь различные статистические состояния в отрыве от самого процесса. А это и есть   изучение косного, а не живого.

Таковы основные судьбоносные ошибки, сделанные физикой в процессе познания мира.  И эти ошибки при помощи рациомышления получили огромное размножение и видоизменение в большом здании науки, воздвигнутом на одностороннем фундаменте. Это плоское здание науки качается от ветра перемен, трещит от не решаемых проблем и грозит вот-вот рухнуть совсем, похоронив под своими обломками современную цивилизацию. Ещё есть возможность всё исправить, создав объёмный целостный фундамент для познания мира и объединив иррациональную и рациональную способности человека. Тогда возникает целостное восприятие мира, но в этом случае необходим решительный отказ от исторически сформировавшегося виртуального понимания окружающего мира. Этот фундамент должен скреплять в единое целое  четыре различных направления познания мира, такие как наука, религия, философия и искусство. Мир един, законы, действующие в нём однозначны и независимы от сознания, вероисповедания, национальности и желания человека. Это бесспорный факт и это следует признать. Эти же объективные законы действуют в человеке, по ним организованы все происходящие внутренние процессы. И изучая себя, ведя процесс самопознания, человек становится способным к обнаружению, исследованию и изучению этих законов.

Как объект целостного познания, и тем более самопознания человек всегда был исключён из процесса познания. И это ещё одна  наиболее важная ошибка в сложившемся процессе познания. Ведь прежде чем приступать к познанию внешнего мира, человеку необходимо разобраться со своим внутренним миром, увидеть свои истинные мотивации, разобраться с тем, что руководит им, какие цели он преследует. Только разобравшись в себе, как составляющей части окружающего мира, человек сможет понять внешний мир и увидеть его объективную картину.

Различные кризисы охватили нашу Землю, в том числе, научный, философский, религиозный, нравственный и т.д. А по сути это всё есть порождение кризиса исторически сложившегося мировоззрения человека. Роль физики и науки на современном этапе заключается в том, чтобы исключить вышеперечисленные ошибки в познании мира и убрать их влияние на мировоззрение человека. Только в этом случае человек станет способным к объективному восприятию принципов, законов организации жизни и самое главное – к жизни согласно этим законам.

Ярцев В.В. доктор философии
 

 

 


Design & Programming:
Vit@L
Copyright © 2007

Сайт создан в системе uCoz